Никита Максимов,
<znanie@glasnet.ru>
Какого цвета был динозавр?

Посвящу сегодняшнюю колонку древностям - динозаврам во всех их проявлениях и появлениях.
От ископаемых ящеров до наших дней доходят в лучшем случае окаменелые "детали" скелета - мягкие ткани имеют мало шансов сохраниться на протяжении десятков и сотен миллионов лет. Поэтому все многочисленные изображения этих животных окрашены по прихоти нашей фантазии - какого цвета была у них кожа, можно только догадываться.
Однако скоро, по всей видимости, этот кажущийся неразрешимым вопрос получит ответ благодаря оригинальной работе австралийского биофизика Эндрю Паркера. Изучая остракодов - микроскопических морских ракообразных, он пришел к выводу, что клеточные структуры, отвечающие за яркое ирридисцентное (радужное) свечение, не менявшееся в течение последних 350 миллионов лет, присутствовали и у ископаемых.
Эти структуры, которые называют дифракционной решеткой, представляют собой микроскопические пятна, образованные мельчайшими канавками, расположенными так, что они отражают свет, придавая поверхности различную окраску. У ископаемых остракод дифракционная решетка примитивней, чем у ныне здравствующих, но и она явно обладала той же способностью.
Ученый предположил, что подобные клеточные структуры, присутствующие у некоторых современных видов, могут обнаружиться у их отдаленных предков, что позволило бы судить о цвете кожи последних.
Анализируя хорошо сохранившиеся образцы ископаемых обитателей древнего моря - от червей до рыб, - он выявил на их чешуе весьма схожие мельчайшие структуры, а также так называемые хроматофоры - клетки, содержащие окрашенные пигменты. Более того, Паркеру удалось обнаружить в тканях наилучшим образом сохранившихся ископаемых остатки таких пигментов. Это уже дало ему возможность установить соответствующие цвета: животные, обладающие меланофорами, были черными, эритрофорами - рыжими, иридофорами - серебристыми. Такие "выдающие" цвет клетки уцелели благодаря тому, что они попадали внутрь костных тканей по мере того, как в живом организме животного отлагались новые слои тканей.
Прекрасным примером применения такого метода исследования послужили остатки плакодерма - "бронированной" рыбы, жившей в девонскую эпоху, около 370 миллионов лет назад. В верхней части ее тела ученый обнаружил следы дифракционных решеток. У современных рыб они обладают способностью рассеивать солнечное излучение в различных диапазонах волн, что и создает серебристую окраску. Паркер выяснил, что тела древних пласкодерм сверху были красноватыми, а снизу - серебристыми.

Группа ученых из Аргентины и Северной Америки обнаружила в Андах кости существа, которое было, возможно, самым большим плотоядным динозавром. Любопытно, что были найдены кости сразу шести животных. Это позволяет предположить, что они могли охотиться стаями.
Представители этого вида имели хвост, короткие передние ноги и были намного массивней, чем знаменитые Tyrannosaurus rex. Жили они 100 миллионов лет назад. Длина их тела составляла 14 метров.
До этой находки в Андах были обнаружены кости большого количества динозавров, в том числе и Giganotosaurus, которые, возможно, были "родственниками" нового вида. Динозавры хорошо сохранились в толще отложений, поскольку оказались погребены под большим слоем песка и пыли. Ученые считают, что, возможно, причиной массовой гибели динозавров в тех местах была какая-то природная катастрофа.

О причинах, вызвавших исчезновение динозавров с лица Земли, на протяжении долгого времени ведутся многочисленные и бурные споры. Одна из популярных теорий объясняет их вымирание природной катастрофой в биосфере Земли, которая произошла в результате удара огромного метеорита. Я писал недавно о теории неокатастрофизма, которая в том числе объясняет и этот эпизод в эволюции жизни Земли.
Не очень понятно, что именно случилось с динозаврами 65 миллионов лет назад, но то, что в это время Земля столкнулась с астероидом, было известно давно. Сейчас американские ученые выявили следы межзвездного газа, который попал на Землю вместе с обломками астероида.
Частицы гелия-3 космического происхождения и некоторых других газов сохранились внутри фуллеренов - сферических углеродных молекул, которые входили в состав вещества астероида. Эти молекулы найдены в пробах осадочных пород начала кайнозойской эры, взятых в Северной Америке, Дании и Новой Зеландии.
Фуллерены, в которые заключен инертный гелий, выявленный геохимиками Гавайского университета, представляют собой шарики наподобие футбольного мяча - полые внутри, а снаружи покрытые по меньшей мере 60 атомами углерода, образующими решетчатую оболочку.
Природные, то есть состоящие из углерода, фуллерены обнаружены в двух сантиметровых слоях глины, которая отложилась на границе Мелового и Третичного периода. Инертные газы в этих образцах имеют внеземное происхождение, возможно даже, что они попали на Землю из пространства вне Солнечной системы.
О внеземной природе обнаруженного гавайскими учеными - Луанн Беккер и ее коллегами - гелия свидетельствует и изотопный состав газа. Ученые утверждают, что он существенно отличается от характерного для гелия земной атмосферы или газов, выделяющихся из недр при извержении вулканов, соотношения разных форм одного и того же элемента. Так, в составе земного гелия очень мало изотопа гелий-3, ядро которого состоит из 2 протонов и одного нейтрона, земной гелий в основном представлен гелием-4 с ядром из 2 протонов и 2 нейтронов. Космический гелий, напротив, в основном состоит из гелия-3.
Его-то и обнаружили внутри фуллеренов известного метеорита Марчисона, упавшего на Австралию. Ученые считают, что этот объект - свидетель формирования Солнечной системы. В прошлом году те же ученые впервые доказали наличие природных фуллеренов в метеорите Алленде, упавшего на Мексику 30 лет назад, возраст которого оценивается в 4,6 миллиарда лет.

В прошлом году американское Географическое общество объявило о сенсационной находке - Archaeoraptor, которая, по мнению ученых, была тем самым важным звеном в эволюции между динозаврами и птицами. Существо, возраст которого составляет 125 миллионов лет, обладало длинным хвостом и очень сильно напоминало первых динозавров, которые уже могли подниматься в воздух.
Сейчас же выяснилось, что эта находка на самом деле представляет из себя "сплав" двух существ. В результате проведенной компьютерной томографии ученые обнаружили, что хвост этого птице-динозавра принадлежит dromaeosaurid - совершенно другому животному.